Теория эмоций П.В. Симонова, как способ чаще радоваться

Существует множество теорий эмоций, и это меня радует. И пугает. И немного вызывает зависть.

И всё это одновременно.

Большинство Клиентов ведь как раз приходят к психологу из-за эмоциональных проблем: то любят не того, то не любят того, кого надо бы. Или грустят без повода, или вообще ничего не чувствуют. Или злятся. Это ж самая противоречивая тема: кто-то говорит, что эмоции надо проявлять, кто-то – что сдерживать, не безызвестный автор «Философских сказок» Н.И. Козлов вообще утверждает, что эмоции он себе наперёд планирует. Не верю! (с)

На днях прекрасные преподаватели СПБГУ напомнили мне об одной интересной теории эмоций, отечественной. А то ведь у нас как модно: Фрейда читали, Перлза листали, про Бекка слыхали, А Леонтьева от Рубинштейна отличаем слабо. Это я о себе так критически говорю.

П.В.Симонов Поэтому сегодня – о теории отражения П.В. Симонова (на фото). Она достаточно проста, но тем и интересна. Она называется Информационной теорией эмоций, и описывает эмоциональное возбуждение как разницу между силой потребности и вероятностью её удовлетворения.

На простом примере: я хочу написать статью, которая соберёт тысячи восторженных откликов. Я пишу некоторый текст и размещаю его на какой-то Интернет-площадке. И начинаю ждать… Если в первые пять-десять минут у статьи появились лайки, плюсики, хвалебные комментарии – то я понимаю, что приближающей к своей цели («тысячи откликов») и появляется эмоция радости. Если же после публикации нет ни откликов, ни репостов, я начинаю грустить, в мозг поступает информация: потребность удовлетворить не получится. Продавай печатную машинку, иди на завод.

Симонов представил эту идею в виде следующей формулы:

Э = П * (Ис-Ин),

где:  Эмоция = Потребность * (Инф. Об имеющихся  средствах - Инф. о необходимых средствах)

Ещё подробнее:

Согласно Павлу Васильевичу сила эмоции зависит от силы потребности и сведений о количестве средств, необходимых для удовлетворения потребности. Сравнивая необходимые средства для счастья и те средства, которые нам доступны – мы получаем результирующую эмоцию.

Если же информации мало, то человек начинает волноваться, например. Это хорошо видно у Клиентов с фобиями. Потребность в безопасности крайне важна, тут спору нет, но, чтобы удовлетворить свою потребность такому человеку важно сохранять контроль (иллюзию контроля) над ситуацией.

Садясь в самолёт, пассажир хочет знать очень много информации (Ин) о качестве полёта: почему скрипит слева, почему жужжит справа, сколько лет пилоту, почему трясёт, зачем пристёгиваться…

Его представление о Ин болезненно нарушено – пассажиру кажется, что если он будет знать всё-всё-всё о полёте, то сможет успокоиться. И именно поэтому успокоиться ему не удастся.

Каждый новый звук рождаем в нём панику; его могла бы помочь подробная информация (Ис) о том, что судно достаточно новое, экипаж опытный, жужжит кондиционер, а скрипит кресло у соседа, а не двигатель. И в норме так и происходит: увидев профессиональные действия экипажа, перелетев два-три раз из города в город, почитав правила авиационной безопасности (а это самый безопасный транспорт!) можно успокоиться и читать книжку, едва только сел в самолёт.

И в этом может заключаться работа практического психолога: помочь лучше осознавать свои потребности, эмоции, и изучать средства для удовлетворения этих потребностей.

 психолог в Санкт-Петербурге 

По сути, человек оценивает вероятность успешного удовлетворения потребности. Поэтому дураки всегда счастливы и имеют шансы на успех. Серьёзно.

Если у меня раздутое самомнение и минимум сомнений в своих силах – я буду очень радостно и бодро пытаться удовлетворить потребность. А значит, буду замотивирован. А значит, повышаю свои шансы на успех. Красиво, да? Умные же, которые знают о большем количестве сложностей и опасностей, просто сидят в сторонке и хмуро сомневаются в своих силах: ведь Ис значительно меньше Ин.

Не новая, но полезная мысль, мне кажется.

Итак, резюмируя: чтобы чувствовать себя хорошо, важно знать следующие вещи:

- чего я хочу? (П)

- как этого достичь? (Ин)

- что я могу сделать (Ис)

И не просто знать, а старательно увеличивать свои возможности (Ис) и отсекать лишнюю информацию о возможных препятствиях на пути к удовлетворению потребности (Ин)

Конечно, теория Симонова (да ещё и в моём пересказе) значительно упрощает мир эмоций. Зато, за счёт этой редукции, даёт возможности для контроля взаимодействия со своими эмоциями в реальной жизни. Таким образом увеличивается Ис, что радует, так ведь?

Чтобы быть в курсе новых статей, подпишитесь на рассылку с моего сайта.

Теги: психотерапия эмоции успех научная психология