Работа личностью в психологическом консультировании (Екб)
Годовая закрытая группа в гештальт-подходе для психологов-консультантов и специалистов смежных профессий.
Участие в группе полезно:
- студентам выпускных курсов и выпускникам психологических факультетов;
- практикующим психологам;
- молодым родителям;
- педагогам;
- специалистам по работе с персоналом;
- руководителям и собственникам бизнеса.
Шесть сессий,во время которых вы можете повысить свою осознанность, окунуться в философию гештальта и получить поддержку в совершении первых шагов в профессии психолог-консультант.
Темы сессий:
- Границы - Эмоции - Отношения - Агрессия - Сексуальность - Смысл жизни -
Каждая встреча идёт три дня, во время котрых мы будем:
• изучать базовые приемы и принципы консультирования (в теории и на практике),
• рассматривать основные темы (они же инструменты) работы психолога с клиентами и самим собой (границы, эмоции, отношения, сексуальность, агрессия, личностные смыслы),
• наблюдать за психотерапевтической работой с реальными клиентами (опыт индивидуального консультирования ведущего – 8 лет),
• выполнять групповые упражнения, направленные на повышение осознанности участников, исследование самих себя,
• на практике отрабатывать полученные знания в процессе консультирования клиентов из группы,
• иметь возможность личного роста и решения проблем в позиции Клиента.
Или посмотреть отзывы, а потом записаться :)
Сессия 1. Работа границами в психологическом консультировании
Как сообщать о своих границах? С какими Клиентами следить за границами важнее? Как работать, когда Клиент нарушает границы? Что делать, если Клиент не обозначает границ?
Как и когда уместно нарушать границы?
1. Граница времени. Как чётко договариваться о продолжительности встречи. О том, что такое моё "рабочее время".
2. Граница денег. Заранее обговаривать стоимость консультации. Изменение согласовывать с Клиентом заранее. Оговаривать оплату пропусков сессии.
3. Граница отношений: как разделить профессиональные и личные интересы.
4. Граница пространства. Что такое "личная зона". Как работать с дистанцией между Клиентом и терапевтом.
5. Граница ответственности. Как рапределяется отвественность между участниками терапии?
Эти и другие границы мы будем не только обсуждать, но и исследовать в практике.
Сессия 2. Работа эмоциями в психологическом консультировании
То, что психологи много времени уделяют чувствам ни для кого не секрет. А зачем это делается? Почему практически все терапевтические подходы (включая якобы холодный когнитивно-поведенческий) внимательны к эмоциям?
Во-первых, в эмоциях много энергии. По сути, они являются движущий силой жизни.
Во-вторых, переживания являются спонтанной, неконтролируемой реакцией – то есть не врут. (можно десять раз сказать «мне не обидно» - обиды меньше не станет)
В-третьих, эмоциональный компонент имеет физиологическую основу (нейромедиаторы) которые напрямую регулируют деятельность всех систем организма.
В-четвёртых, часть эмоций имеют регулирующую функцию в поведении: страх охраняет от опасных для здоровья действий, злость помогает себя и близких…
Ну и наконец (в-пятых!) эмоции окрашивают жизнь, делают интереснее и ярче каждый день, предают особый вкус.
При этой важности ни в детском саду, ни в школе нет курсов по обучению эмоциональности. От этого и получается, что значительная часть психотерапии – это знакомство с эмоциями, обучение использованию этой классной части человеческого существа. А значит и психолог должен иметь отличный контакт со своими чувствами. А значит будем учиться: чувствовать себя. Выражать своё состояние. Идентифицировать состояние Клиента. Помогать ему осознать свои чувства. Проживать чувства. Принимать чувства, возникающие в той или иной ситуации. Понимать, где возможен, а где – опасен контроль чувств.
И этому посветим все три дня второй сессии курса!
Сессия 3. Работа отношениями в психологическом консультировании
Какие отношения важны в процессе психологической работы? Прежде всего - отношения между терапевтом и Клиентом. На пространство консультации, как на экран, Клиент проецирует привычные формы поведения, общения, взаимодействия. Таким образом то, что происходит между нами (не только по содержанию, но и по способу!) может стать предметом обсуждения и проработки. Особенно если запрос напрямую связан с отношениями.
При этом не стоит забывать, что и терапевт привносит на "экран" свои элементы. С той лишь разницей, что он знает о своих привычных паттернах чуть больше. Как раз за счёт опыта личной терапии и супервизий. А ещё за счёт того, что знает куда смотреть. Именно этому и учит данный крус!
Итак, какие аспекты являются ключевыми, на мой взгляд, в терапевтических отношениях.
- Начальные договорённости (контракт, в котором обозначены цель и условия работы, примерные сроки и формат работы)
- Вопрос доверия психологу, честности, открытости (равно как и вопрос взаимного доверия).
- Вопрос полоролевых отношений: как относится Клиент(ка) к тому, что я мужчина? (Одна девушка долго отказывалась признавать, что у меня есть пол, социальный статус, имя... т.е. Личность...)
- То же касается и других "свойств", например возраста или национальности.
- Вопрос того, как Клиент выбирал специалиста, какими осознанными (и не очень!) критериями пользовался.
- Отдельно интересно рассмотреть как Клиент относится к тому, что у психолога есть другие отношения - с близкими, друзьями, другими Клиентами. Считает ли, что психолог как-то выделяет его среди других? (я, будучи клиентом иногда думал так ????) Конечно этим не исчерпывается перечень углов, под которыми можно рассматривать терапевтические отношения.
Прежде всего угол определяется запросом, а так же актуальной ситуацией на сессии. Подробности о других углах и способах анализа взаимодействия "Психолог-Клиент" мы будем говорить все три дня майской сессии тренинга для психологов в Екатеринбурге.
Сессия 4. Работа агрессией в психологическом консультировании
Агрессия. Ух, сложно и страшно прикасаться к этой теме, волнительно… но очень интересно, и при этом очень важно не просто прикасаться. А хватать, брать, разминать, рассматривать, переворачивать с ног на голову, присваивать себе тему! Отнестись к ней агрессивно, как к куску сочного мяса за ужином!
Ну что, читатель, теперь и тебе страшновато? Предлагаю прислушаться сейчас к чувствам. Возможно, тема агрессии воспринимается как странная или опасная. И возникает искушение отложить этот текст, пролистать поскорее, отвлечься, решить, что текст скучный… Конечно, можно и так. Однако, не стоит сбрасывать со счетов и чувства, которые возникают при мыслях об агрессии. Эти чувства обычно мешают принимать свою природную агрессивность или контактировать с агрессией окружающих. Давайте рассмотрим, как это может быть.
Стыд. Я знаю, что мне бывает неловко за себя во время проявления агрессии. Так сказать, я теряю лицо в такие моменты. Останавливает от проявления активных агрессивных порывов то, что про меня могут подумать плохо: назовут «драчуном», выскочкой или просто посчитают невоспитанным.
Страх. Прежде всего страшно получить сдачу. Например, в метро я вижу, что беременная девушка стоит, а рядом сидит мужчина…. А сделать ему замечание или просто даже попросить его уступить место – страшно. Вдруг накричит, наедет, толкнёт? Умом я понимаю, что такое бывает не всегда… Но страшновато.
Вина. Как я могу добиваться места начальника отдела? Ведь у Ивана получится лучше, не стоит ему мешать. Или: вдруг я окажусь слишком настойчивым, и создам неудобства окружающим. Или вот так: мужчине будет так неприятно, что я сделал ему замечание….
Или другие чувства и установки... А ведь у агрессии может быть польза! Я специально приводил выше примеры, когда агрессия направленна скорее на защиту своих границ или утверждение ценностей. Часто агрессия считается запретным, что приводит к печальным последствиям, о которые будем подробно изучать.
Клиент часто потому и приходит к психологу, потому что устал от этой привычной пассивности, не-агрессивности, постоянной уступчивости. А значит и психологу полезно досконально изучить свою агрессивность. Научиться ей пользоваться. Знать, как проявлять её, и как сдерживать её. Знать какие чувства могут стоять за агрессивным поведением. Не бояться, когда Клиент себя так, не стыдить и не винить. Принять…
Реабилитация агрессивности, как природного свойства организма, кажется мне терапевтически очень полезной. Да, сложно контактировать с этой темой! И поэтому интересно контактировать с этой темой. И поэтому полезно контактировать с этой темой. Но у каждого своя история про агрессию. И часто это очень мирная история. А часто - пугающая или волнующая. Давайте бояться вместе?
Сессия 5. Работа сексуальностью в психологическом консультировании
18+✋
Я пишу этот текст в тот момент, когда мы с коллегой разбираем эротический перенос, возникший в рамках психологического консультирования. Коллега (условно пусть будет мужчина) растерялся, когда в разгар работы Клиент (ну значит, женщина) предложила сменить отношения с дружеских на романтические.
Коллега начинающий, из моих студентов. Он подумал, что терапию в этот момент надо закончить. Ну раз Клиент хочет других отношений, надо дать… И это было бы смешно, но не очень ???? . Чувства, возникающие у Клиента к Терапевту я склонен рассматривать исключительно в связи с запросом и материалом терапии. А значит романтический порыв стоит рассматривать как проявление или иной потребности (например, благодарности) или к иному объекту (например, получение любви от отца). В итоге мы разработали с ним план по прояснению чувств и потребностей Клиента, по сохранению профессиональных отношений.
Это первая форма проявления сексуальности в рамках психологической практики. Вторая – запрос, связанный с сексом. Преждевременный оргазм или его отсутствие, проблемы с эрекцией, несовпадение сексуальных потребностей у партнёров. И многое другое! Если речь о физиологии (нет эрекции, например) то это зона работы сексолога. Психолог же обычно работает со «своей» частью темы: страхи, внутренние запреты, манипуляции, недоговорённости.
И это предъявляет требования не только к знанию медицины и психологии, но и к готовности говорить "об этом" без стыда, страха, смущения, кокетства.
Предлагаю эксперимент. (слабонервным дальше не читать, просто записаься на тренинг:) !)
Сможете ли Вы услышать или произнести эти слова на консультации:
- минет - клитор - анальная стимуляция
- трахнуть - запах спермы -ласкать рукой мошонку.
Если предложенный мною перечень вызвал у вас преимущественно приятные мысли и ассоциации, то можно говорить о готовности к работе с темами сексуального спектра. Если же нет - жмите кнопку "записаться"! Будем учиться вместе!
(на картинке ниже изображён фрагмент упражнения "Смыслы секса")
Сессия 6. Работа смыслами в психологическом консультировании
Когда в 2015 году составлял программу «Работа Личностью в гештальте», то организовал голосование по выбору темы для шестой сессии. И с большим отрывом (от тем про родителей, зависимости и что-то ещё) победила вот эта: «#Смыслжизни».
А чего про него рассказывать-то? Можно подумать, есть какой-то один смысл жизни, универсальный и верный для всех… Нет же!
А Клиенты приходят примерно так и говоря: не знаю зачем жить. В чём смысл? Как найти энергию для жизни… Не могу встать с кровати.
Как-то на конференции в ЛГУ им.Пушкина меня зацепила фраза о том, что лень – симптом потери смысла жизни. Думаю, это правда так. А так же и зависимость, по сути, это беготня по кругу, где выход - именно через смыслы.
Смыслы… Как можно в трёх абзацах пояснить, как я работаю смыслом жизни? Ценностями? Убеждениями? А я знаю, что работаю именно ими. Опираюсь на них, как на упругие кочки в болоте невроза… Что мне важно вместе с Клиентом найти одну, вторую, третью кочку, из которых он сможет потом собрать островок…. Вырастить остров, гамак там между пальм натянуть...:)
Итак, польза от размышлений о смыслах:
- У меня появляется опора при встрече с тяжёлыми переживаниями Клиента.
- Определяя смыслы, я начинаю контактировать с бессмыслицей, и позволяю ей быть.
- Смещается фокус внимания с «почему?» на «зачем?»
- Определяя смыслы во множественном числе, я избегаю зависимости от одного смысла (ведь в случае его потери или дискредитации абсолютно теряю опору).
- Осваиваю алгоритм самоподдержки, поиска опоры; могу применять к себе или обучать Клиентов, на случай кризисов в жизни.
- Получаю опыт ранжирования смыслов, расстановки приоритетов, отделение «своих» от смыслов, предлагаемых средой.
Думаю, даже этих пунктов достаточно чтобы сделать сессию глубокой и полезной, богатой на инсайты.
А это именно то, чего ждут люди, которые жмут на кнопку "записаться", ведь под лежачий камень, как на картинке, вода не течёт!
Чтобы записаться на группу пройдите по этой ссылке: